ЗАТЯНУВШАЯСЯ РАСПЛАТА

             Андрей Питерский, оценка: 5 баллов из 5

              "Когда в начале 70-х годов на индийском экране появился неуклюжий молодой человек с нескладными жестами, никто поначалу не обратил на него внимания. Но однажды его красивый звучный голос так властно зазвучал в зале, что зрители встали со своих мест. В фильме «Затянувшаяся расплата» впечатлял прежде всего голос, а потом уже и пристальный взгляд его глубоко посаженных глаз», - объяснил свою первую встречу с Баччаном один из индийских режиссеров.

              Именно этот фильм, вышедший в 1973 году, вывел малоизвестного актера в мегазвезды и стал первым фильмом хинди-кино, снятым в стиле «экшн». После «Затянувшейся расплаты», где Амитабх играл очень агрессивно, пресса стала его называть «сердитым молодым человеком». Фильм стал своеобразной тенденцией в индийском кинематографе, причем настолько, что даже спустя 30 лет режиссер Пракаш Мехра счел нужным давать разъяснения, что он и не думал приносить в хинди-кино насилие – его фильм «о внутреннем конфликте человека, которого душит система, и он пытается бороться с ней своими методами».

              Герой Баччана – этакий индийский Гамлет, который мстит за погибших родителей. Его унижают, сажают в тюрьму, избивают на мосту и скидывают под поезд, но он, как птица феникс, каждый раз воскресает и снова и снова бросает вызов своим обидчикам. Драка на ночном мосту, где окровавленного героя Баччана, инспектора Виджая, избивают цепями – очень реалистична, это одна из самых сильных сцен, которая когда-либо была снята в индийском кинематографе. Вообще фильм очень реалистичен. Это не сказка в духе «Мести и Закона» или «Зиты и Гиты», это сама жизнь, воплощенная на экране. Кровавая, трудная, неудобная… Это - сплошная цепь сомнений, переживаний и унижений. Настоящее название фильма, кстати, и есть Zanjeer – «Цепи».

              …Однажды Баччан спросил своего отца, что так привлекает зрителя в кино, и он ответил ему – «зритель видит победу справедливости в течении 3-х часов. В жизни такого не бывает".

              В «Затянувшейся расплате» зритель увидит такую победу только в самом финале фильма, а на протяжении 3-х часов он будет переживать вместе с героем его неудачи: убийство родителей, выговоры полицейского инспектора, непонимание любимой девушки, кошмарные сны, навеянные трагедией детства, донос, тюрьма, и, наконец, зритель увидит самую жестокую и пронзительную сцену, когда окровавленного и беспомощного Виджая, будут, словно обмякшую куклу, скидывать с моста под колеса идущего поезда…

              Сценарий этого хита настолько хорош, что образ разгневанного молодого полицейского позже заимствовал Дамиано Дамиани, создавая свой знаменитый «Спрут». Об этом мало говорят, но если бы пути сценаристов Салима-Джаведа и Амитабха не пересеклись, мы бы не знали того самого Баччана, которого знаем.

              Нельзя не вспомнить еще о потрясающем монтаже фильма, которым мастерски владеет Пракаш Мехра. Сцены, которые возвращают героя в прошлое, выполнены потрясающе и могут конкурировать с «Однажды в Америке».

              «Затянувшаяся расплата» именно тот фильм, который я показываю друзьям, откровенно посмеивающимся над индийским кино.

              Однако после просмотра большинство из них говорит: "Вот это да! Вот это класс!"

              Они даже не подозревали, что хинди-кино может оставлять такие впечатления. Даже мой отец, любящий в основном Феллини и Тарковского, посмотрел «Затянувшуюся расплату» с интересом.

              …Если говорить о дальнейшей карьере Баччана, то мне кажется, что у Амитабха еще были блестящие роли, но ни одна из них не стала в ряд с ролью инспектора Виджая. Ни одно исполнение Баччана не превзошло его игру в этом хите Пракаша Мехры. Сцена, где Виджай узнает брелок на руке господина Теджи – убийцы его родителей – и где Виджай покрывается гневом и потом – просто бриллиантовая сцена индийского кинематографа.

              Сам Баччан и предположить не мог, что эта роль честного инспектора принесет ему такую известность. И родилась «звезда». «Звезда», держащая в своих руках всю киноиндустрию Индии, не имеющая себе аналогов по популярности, «звезда», вынужденная ездить в бронированном автомобиле под охраной усиленного наряда полиции, а на лице – усталость и отчуждение человека, всегда одинокого в толпе…

Вернуться к другим описаниям фильма

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz