ТАИНСТВЕННЫЙ ПОПУТЧИК

             Х (Ксения, профессиональный критик) оценка: 5 из 10

              Даже если вы вовсе "не дружите" с английским, то девять против одного - все равно догадались, что буквально сие произведение называется "Дорога". Простенько, как говорится, и без вкуса… "Со" (вкусом, в смысле) было у Феллини в его фильме с тем же названием. Идентичностью заглавного титра, как вы поняли, сходство с шедевром классика исчерпывается. И, чтобы уж покончить с названиями, отмечу, что гораздо больше данному конкретному фильму подошло бы что-то вроде "И маньяки любить умеют", "Маньяк с человеческим лицом" или уж, на худой конец, - "Вдоль по Раджастанской".

              Так, о чем, собственно, фильм. ПР-Р-РО любовь. Хотя, с несколько странным оттенком… Но не в тот цвет, о котором вы подумали. С половой ориентацией у наших героев (а главных у нас тут три штуки) все в порядке, чего никак не скажешь об их психике. Однако пора уже пускаться в подробности.

              Итак, Арвинд (Вивек) любит Лакшми (Антара). А Лакшми… Поначалу складывается устойчивое впечатление, что тоже. И это несмотря на то, что с первых же кадров парочка активно выясняет отношения сначала в кинотеатре, а потом плавно переносит свои проблемы в песенно-танцевальный номер. Но, как говорится, милые бранятся - только тешатся. Натешившись вволю, молодые люди приступают уже к более разумному обсуждению своего общего будущего. Выясняется, что гадский папа героини (он же - крутой полицейский "туз" в Дели) НИ В КАКУЮ не желает для любимой дочки такого, с его точки зрения, никчемного мужа. Тогда Арвинд (видимо, желая опровергнуть мнение будущего тестя по поводу собственной никчемности) предлагает сбежать в какой-нибудь глухой городишко, чтобы тайно сочетаться браком, а папашку поставить в известность уже постфактум. Бравая Лакшми (даром, что назвали девочку в честь кроткой богини счастья и богатства) соглашается. Идет очередной песенно-танцевальный комментарий событий, после которого (вернее, даже на последних его аккордах) наши герои забираются в нехилый джип и стартуют "вдоль по Раджастанской" в сторону какого-то городка, названия которого я, почему-то, не запомнила.

              Первые минут пять экранной поездки проходят под радостные визги влюбленных, а потом… Дабы выяснить, как короче проехать к месту назначения, Арвинд решает задать этот незамысловатый в сущности вопрос прохожему (товарищ, достаточно часто в последнее время фигурирующий в болливудской продукции, в частности, в "Свадьбе в сезон дождей" он неплохо сыграл роль организатора). Так вот, на простой (пардон за напоминание) вопрос мужичок реагирует весьма неадекватно, начав в крепких выражениях обвинять несчастного ничего не понимающего Арвинда в том, что где-то пересох колодец. Какая связь, спросите вы. Вот и наши герои тоже не поняли.

              Дальше - больше. Спустя некоторое время парочка замечает на обочине дороги машину. За рулем - никого… Арвинд медленно подходит к машине… Звучит зловещая музыка… Страшно? А вот и нет! Наши "храбрые утята" вдруг решают не придавать особого значения каким-то таинственным машинам на дорогах и продолжают путь.

              И вот тут-то на сцену выходит (то есть на экране появляется) ОН. Шкодного вида мужичок (Манодж Баджпаи) сиротливо стоит на дороге, всем своим видом демонстрируя, что было бы совсем неплохо, если бы его кто-нибудь подобрал. Чьей именно из героев была идея воплотить заветную мечту мужичка в жизнь, я сейчас уже не помню. Но факт тот, что он оказывается в их машине. Выясняется, что это именно его вышедшую из строя "не роскошь, а средство передвижения" видели наши голубки незадолго до этого. Представившись, как Бабу, он тут же (т.е. "не отходя от кассы") начинает вести себя так, как будто это он подобрал парочку на дороге, а не наоборот. Выражалось это в том, что, во-первых, он предпринял удачную попытку закурить, несмотря на возражения Арвинда и Лакшми. Во-вторых, он вытащил из магнитофона кассету, с раздражением отметив, что песни на ней ему не нравятся. На слабое замечание Арвинда, что они нравятся ему, Бабу не отреагировал. Ну а потом он и вовсе потребовал остановить джип у закусочной, так как он страшно проголодался.

              Плотно закусив, Бабу снова плюхается на заднее сиденье джипа с явным намерением продолжить путь в той же компании. Поскольку Арвинду уже порядком надоел "таинственный попутчик", он пытается ему "толсто" намекнуть, что дальше им не по пути. Выясняется, что действительно не по пути. Только вот кому с кем - еще вопрос, поскольку это именно Арвинду приходится временно "сойти с дистанции" после того, как Бабу "достал из широких штанин" револьвер, показав тем самым свое истинное лицо. Выкинул он Арвинда из машины, проще говоря. А сам приказал Лакшми… Нет, не долго жить (это будет, но позже), а сесть за руль и трогать. В смысле, ехать вперед…

              Дальше, я думаю, необходимость в пересказе сюжета отпадает - и так понятно, чем это дело закончилось. Все, как обычно: "наши" победили "ихних", или, другими словами, "хорошие" - "плохих". Осталось только разобраться, кто же на самом деле оказался "хорошим". Ну и вопросик, справедливо удивятся бедные, вконец запутавшиеся читатели данной рецензии. Да, на первый взгляд, все со всеми ясно: маньяк - гад, каких поискать (а как же иначе!), "сладкая парочка" - невинные жертвы произвола (тоже, вроде, козе понятно). Но, как говаривал незабвенный Козьма Прутков, "если на клетке со слоном прочтешь надпись "буйвол" - не верь глазам своим"…

              И тут, наконец, остро встает необходимость поговорить о стилистике "препарируемого" фильма. Не надо забывать, уважаемые дамы и господа, кто продюсировал данное творение! Ни кто иной, как всем нам хорошо известный своим неоднозначным подходом к работе над фильмами Рам Гопал Варма. Вот тут-то и стоит задуматься, а не с двойным ли дном чемоданчик, т.е. собственно фильм. Поскольку Рам Гопал "в простоте" и слова не скажет (даром, что режиссером фильма является не он, а Раджат Мукерджи), оказывается, что все в "Таинственном попутчике" не так, как кажется: "часто простое кажется сложным, черное - белым, белое - черным". Думаете, чего это я так зачастила цитатами из отечественных и не очень фильмов? Все элементарно: ведь фильм ROAD и есть самый обыкновенный набор разного рода киноцитат, и, по задумке продюсера, должен был быть преподнесен зрителю со знакомой до боли рамгопаловской иронией (вспомните хотя бы его "Побег" с Санджаем и Урмилой и поймете, о чем я).

              Но проблема в том, что в данном случае наш Рам Гопал хоть и является главным человеком проекта ("для них кумир - Вильям Шекспир, а для меня - кассир"), но, видимо, он так и не смог в достаточной степени повлиять на постановщика. В общем, на выходе мы имеем весьма, мягко говоря, пестрое в стилистическом отношении произведение. Попробую пояснить, что я имею в виду, но для этого вернемся немножко назад, т.е. к сюжету.

              Если помните, фильм начинается в зале кинотеатра. Продолжается он под реплики из болливудских фильмов разных лет и песни из них же, регулярно цитируемые нашим маньяком и не только им. И это все помимо того, что встречные-поперечные персонажи (или герои второго плана, как принято говорить) оказываются то страстными поклонниками фильма GADAR в целом и Санни Деола в частности, то считают себя до ужаса (вот уж действительно!) похожими на Шахруха Хана. Апофеозом "киношной" стилистки, как мне показалось, является заявление маньяка на вопрос того, кто мнил себя Шахом, что он - ни кто иной, как Санджай Лила Бхансали, постановщик бессмертного "Девдаса". В общем, если у кого-то еще оставались сомнения в том, что нам решили продемонстрировать некий сюрчик на мотив хинди-кино (а также и американских триллеров до кучи), то теперь, я думаю, отпадут и они. Ведь чем характеризуется сюр? Правильно, вывернутой наизнанку реальностью и высмеиванием разного рода штампов. В данном случае соблюли и этот неписаный закон: в результате "хорошим" оказывается именно маньяк! Идея, в сущности, не так уж плоха, только вот изящества в подаче явно недостает.

              Вот вам наглядный пример. Услышав от маньяка в очередной раз (он регулярно спрашивал ее об одном и том же на протяжении всего фильма) вопрос, кого бы она выбрала, если бы познакомилась с ним и с Арвиндом одновременно, вконец замордованная Лакшми решает для разнообразия уже сказать, что, конечно, его, милого и славного Бабушечку, убившего на ее глазах одного товарища и покалечившего другого. И тут мы видим, как в нашем маньяке просыпается что-то человеческое… Любовь, не иначе! И точно! Следующая песня (как обычно) комментирует сложившуюся ситуацию: наш мальчик-маньячок банально влюбился. Но в финале, когда происходит "битва титанов" и маньяк "падает жертвой" напористости Арвинда и предательства Лакшми, он для "особо одаренных" зрителей, которые могли не разобраться, "кто здесь ху", произносит сакраментальную фразу, обращенную к девочке-предательнице: "Ты оказалась еще более гнилой, чем я"… Одним словом, режиссер в течение всего фильма как бы пугался, что их с Рам Гопалом "масштабный" замысел по "выворачиванию реальности на изнанку" не дойдет в полном объеме до сознания привыкших к однозначности зрителей. Вот и расставил, где ни попадя, комментарии… А, если серьезно, то фильму недостает атмосферы, которая объединяла бы разрозненные эпизоды в нечто целое и завершенное: при просмотре мне не было ни страшно, ни смешно - НИКАК. "Факир был пьян, и фокус не удался"… А каким он мог бы получиться!!!!!!!!

              В заключение, об актерах. К сожалению, ВСЕ сыграли так, как сыграли бы в ЛЮБОМ ДРУГОМ (т.е. том самом "однозначном") болливудском фильме. Иными словами, на полном серьезе. Особенно это касается парочки "влюбленных". Смысловым подтекстом в исполнении обоих и не пахнет. Манодж с этой точки зрения выглядел лучше, но он и объективно находился в более выгодном положении: ему нужно было показать, что, как я уже отмечала в самом начале, "и маньяки любить умеют", продемонстрировать, так сказать, ПРОЦЕСС превращения в "маньяка с человеческим лицом". Превращение было, а вот с процессом не сложилось… К тому же, Манодж просто один к одному скопировал себя же в "Отражении". Уж если он меня там утомил до невозможности своими маньячными ужимками, то можете себе представить, каково мне было сейчас!

              О песнях ничего сказать не могу, поскольку те танцевальные комментарии в стиле MTV и песнями-то не назовешь…

Вернуться к другим описаниям фильма

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz