МЕСТЬ И ЗАКОН

             Андрей Питерский, оценка: 5 баллов из 5

              Об этом фильме трудно писать беспристрастно. "Месть и Закон", без сомнения, самый известный фильм Амитабха Баччана. Он с оглушительным успехом шел в 80-х в нашей стране, и даже после падения интереса к индийскому кино - эта "Сага о дружбе" еще долго шла на наших постсоветских экранах.

              И теперь, оглядываясь назад, можно задуматься: действительно, почему именно этот фильм стал своеобразным эталоном хинди-кино?.. По общему признанию, роль Джая - самая заметная роль Баччана. А роль Виру - стала знаковой для Дхармендры. Да и Хему Малини мы знаем, в основном, как девушку, танцующую на осколках - Басанти… Список можно продолжить. Даже начинающий актер Амджад Кхан, сыгравший роль Габара, потом с горечью говорил, что после "Мести и Закона" его карьера может идти только по наклонной. "Такие роли не бывают дважды в жизни".

              Сам Баччан, судя по его высказываниям, не считал эту роль знаковой в его карьере. В одном из интервью Большой Б. довольно откровенно признался, что он сам "удивлен как зрители полюбили этот фильм". По мнению Амитабха, в "Месть и закон" было много сценарных ошибок… С этим замечанием можно согласиться. Сценарий Салима и Джаведы в общем-то прост: двое воров защищают деревню от бандитов... Есть и немало промахов, которые слишком долго перечислять. Но все эти просчеты - ерунда по сравнению с гениальной находкой Салима-Джаведа - монетой, не имеющей обратной стороны. Одинаковая с двух сторон, с четким профилем королевы, она проходит как бы через всю, пропахшую порохом, ленту. И зритель, увидев ее блеск на ладони Виру, начинает как бы возвращаться к разным моментам фильма. Он вспоминает, что эту монетку бросал Джай, когда они решали, спасать ли полицейского, который после может посадить их в тюрьму, или когда думали, браться ли за опасное дело - защищать деревню. И, конечно, в конце фильма, когда Джай, легко подкинув монету, спас жизнь своего друга… Оказывается Джай не очень-то доверял Виру или, скажем, больше полагался на свое мнение… И все это выясняется уже под финал фильма, смысл которого не в любви или дружбе, а в этой самой монете, являющейся ключом ко всему фильму: нельзя полагаться на судьбу, как Виру, надо брать ее в свои руки, как главный герой фильма…

              Интересно, что тяга к таким монетам-медальонам прослеживается у Салима-Джаведа и в других фильмах. Например, в том же 1975-м году в фильме "Стена", который был снят по их сценарию… Помните, когда главный герой Баччана уронил медальон за решетку, тщетно пытался его достать и через пять минут погиб от пули брата…

              Возвращаясь к "Мести и Закону" нужно отметить, что сцены "безмолвной любви", когда Джай играет на губной гармошке, тоскливо поглядывая на балкон, где стоит его возлюбленная - не имеют себе равных в индийском кинематографе. За весь фильм эта пара не говорит друг другу ни слова (исключая, когда Джай извиняется за неудавшийся грабеж сейфа). Браво Рамешу Сиппи! Режиссеру, которому на момент съемок было 27 лет, смог так серьезно и одновременно тонко подойти к этой любовной истории.

              Баччан и Дхармендра… Безусловно, успех фильма зависел и от того, что этот дуэт двух великих актеров Индии сработал словно ядерный коктейль. Сейчас даже трудно припомнить какую-либо пару, которая так гармонично бы смотрелась в хинди кино. Сиппи точно подобрал совершенно разные характеры - легкомысленный весельчак Виру и задумчивый Джай… Нет, эта пара, сыгранная в "Месть и закон" и спустя 30 лет привлекает к себе внимание. Это один из самых привлекательных дуэтов, когда-либо игравших в мировом кинематографе.

              Но все же трудно согласиться, что эта роль Баччана самая сильная в его карьере. Скажем, роли, сыгранные им в "Затянувшейся расплате" или в "Клятвах и обещаниях" намного многоплановее, и в них больше знаменитой баччановской харизмы. Правда, финальная сцена в "Месть и закон", где Джай, будучи раненым, отстреливается, снята уникально, и талант Баччана здесь достигает высокого актерского мастерства… Никто не умеет умирать так красиво и одновременно тяжело и по-настоящему, как этот столп индийского кинематографа.

              Но успех фильма не был бы столь сильным, если бы не сама постановка фильма - мощная, динамичная. Лента смотрится на одном дыхании, словно поезд, мчащийся по индийским выжженным долинам… И, размышляя над этим хитом с высоты многих прошедших лет, начинаешь понимать причину его феноменального успеха: над ним работал лучший режиссер, лучший сценарист, композитор, лучшие актеры… Такое бывает очень редко, может быть, раз в столетие. И, глядя на редкие фестивальные щиты индийского кино, невольно ищешь среди названий фильмов старое и привычное - незабываемый "Месть и закон".

Вернуться к другим описаниям фильма

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz