Х (Ксения, профессиональный критик) оценка: 7 из 10
              В одном черном-черном городе была черная-черная улица… На этой черной-черной улице стоял черный-черный дом… В этом черном-черном доме жила Черная Рука… Тьфу ты! Что-то меня на воспоминания о наших посиделках в темноте в розово-далеком детстве потянуло! С чего бы это? Наверное, в связи с просмотром "жуткого" триллера нашего любимого Рам Гопала Вармы с леденящим кровь навязчиво-говорящим названием.
Хотя, если честно, с этим-то (названием, в смысле) он как раз и не особенно мудрил. Сказал, как отрезал: "Призрак", мол, и точка! То есть начинайте, уважаемые граждане-товарищи, трястись от страха и ужаса еще ДО собственно действа. А уж во время оного и вовсе понесут вас, дорогие, на выход вперед ногами… Думаю, можете себе представить, с каким чувством я усаживалась перед экраном, намереваясь составить СВОЕ мнение об этом "фильме с прошлым".
              Первое, чем меня поразила картина, - прелюдией, которая несколькими строчками за подписью режиссера м-ра Вармы гласила о НАМЕРЕННОМ желании последнего НАПУГАТЬ зрителя. Ни больше, как говорится, ни меньше. Что-то вы, дорогой зритель, стали дрожать как-то более размеренно! Нет-нет, не расслабляйтесь! Дробь зубами - громче, ужас в глазах - явственнее. Все только начинается!
              "У-у-у-у!" - стилизованно завывает что-то (или кто-то) за кадром. Буквы титров, извиваясь, ползут, подобно сигаретному (или, упаси Господь, наркотическому) дыму, увлекая в свое сатанинско-сомнамбулическое колебание и экранную картинку… Все как бы нереально, призрачно… Вот-вот, "призрачно". В прямом, как явствует из названия и последующих событий фильма, смысле. Итак, одну вешку (зарубку, узелок на память) -
"толстый" намек на смысловую неоднозначность и глубину фильма в целом мы уже имеем.
              Дрожим-дрожим! Не останавливаемся!
              На экране - дождь. И нечего на меня так странно смотреть! Для м-ра Вармы данное состояние природы - не менее важный герой, чем "хомо сапиенсы", т.е. собственно персонажи! Вспомните хотя бы его KAUN ("Кто ты?") с той же Урмилой (точнее - единственной и неповторимой Урмилой), где дождь играл роль, отнюдь не ограничивающуюся лишь фоновым звучанием. Итак, дождь. Два субъекта мужеского пола, один из которых на поверку
оказывается риэлтером, а в другом мы с некоторым трудом узнаем Аджая Девгана - на себя привычного он здесь не похож, но смена имиджа пошла ему, скорее, на пользу - расположившись на передних сидениях нехилого авто, обсуждают вопрос поиска подходящей квартиры, где герой Аджая с супругой могли бы поселиться. Сквозь активно заливаемое ассистентами режиссера окно автомобиля Аджай указывает собеседнику на дом напротив. Мол, нет ли в нем каких подходящих квартир. В ответ он слышит нечто утвердительно-отрицательное.
Поясняю по-русски. Есть одна неплохая квартирка, только… Как бы это сказать… "Нечистая", что ли. Некоторое время назад ее снимала девушка по имени Манджит, которая по неизвестной причине в один прекрасный день выпала с
балкона не низкого, кажется, двенадцатого, этажа. Причины, побудившие ее поступить столь необычным и, я бы даже сказала, экстравагантным, образом, так и остались тайной. Вот именно поэтому такая хорошая квартира до сих пор пустует. Я лично никакой причинно-следственной связи между фактами падения с балкона прежн
ей жилички и опасениями потенциальных квартиросъемщиков не вижу, но вполне допускаю колоссальную разницу менталитетов западного и восточного, что и обуславливает мое недоумение. Да и фильм про призрака, так что любое объяснение сойдет, лишь бы уже Аджай покороче занял эту самую злосчастную квартиру.
              Не забываете про зубную дробь? Молодцы!
              Аджай, как вы, наверное, поняли, не придал особого значения рассказам о судьбе несчастной Манджит. К тому же, квартирка произвела на него благоприятное впечатление. А ведь испугаться, в принципе, было от чего! Вот возьмем один только этот факт. В процессе осмотра достопримечательностей квартиры на пару с риэлтером, последний обращает внимание Аджая на выступ под потолком, прокомментировав в том духе, что здесь можно
что-нибудь хранить. "Трупы, например…" - проносится в воспаленном мозгу бедного испуганного зрителя… Но это так, лирическое отступление. В общем, Аджай с супругой Урмилой (ей он ничего не рассказал о Манджит, даром, что сам ни на секунду не усомнился в бредовости мистических намеков) въезжают, наконец, в квартиру.
Здесь необходимо отметить очередную "вешку" в виде зеркала, оставшегося, по словам риэлтера, от прежних жильцов. Аджай и Урмила по очереди притормаживают возле него, что, если вы еще не догадались, по задумке режиссера, должно свидетельствовать
о не последней роли этой штуки в дальнейшем. Вместе с зеркалом от "старого режима" к новым хозяевам перешла и странного вида служанка, предложившая, загадочно улыбаясь, супругам взять ее на работу. Приняв малохольную улыбку за доброжелательную, герои соглашаются. "Не спроста это…" - думаете вы. Но ошибаетесь. Спроста!
              Кстати, можно уже с мелкой дрожи переходить на полноценный озноб, поскольку совсем скоро появится… Вот именно, заглавный герой. Призрак, одним словом. И он, вернее, она, таки появляется, провожая недобрым взглядом удаляющуюся в спальню и ни о чем не подозревающую парочку. Нет, вам, пожалуй, в обморок падать пока рано. Я скажу, когда будет в самый раз, не волнуйтесь.
              Хозяйственная Урмила, проводив своего благоверного "в должность", начинает изучать углы и закоулки доставшегося ей счастья, сиречь квартиры. И вот на том самом "трупохранильном" выступе (еще одна "вешка" в нашем арсенале) обнаруживает… Нет-нет, не скелет, а всего-навсего детскую игрушку. Благостно улыбнувшись, она несет ее в гостиную…
Зря она это сделала, зря: призраки множатся простым делением - и вот перед нами еще одно загадочное существо, маленький мальчик, блуждающий
по квартире. "Отда-а-ай мою душу!!!!!" Ой, нет!
"Отда-а-ай мою игрушку!!!!" Что это за мальчик, выяснится только к финалу. А пока, помимо дрожи, плавно переходящей в озноб, помучайтесь еще и догадками на эту тему!
              Блаженная ночь в объятиях друг друга (правда, в отсутствии традиционной песни) сменяется очередным рабочим днем для Аджая, а для Урмилы - очередными буднями домохозяйки. Надо сказать, что эти самые будни ей активно отравлял хамоватый привратник-лифтер. Он вел себя достаточно нагло и развязно, что наталкивало на мысль о важности этой персоны, а также об ощущении
ею (персоной, в смысле) собственной безнаказанности. Он, например,
мог без звонка вломиться в квартиру Урмилы, мотивировав свой поступок тем, что у него важное дело, а дверь была открыта. "Справедливая мстя", естественно, настигает его за "все хорошее", но об этом ниже.
              Наступает ночь. Урмила просыпается. Встает. Спускается в гостиную. Усаживается перед телевизором. Переключает программы. И тут… Только не падайте пока в обморок, пожалуйста, а то некому будет продолжить изучение моего ценного со всех точек зрения опуса! Не надо закатывать глаза, вы меня пугаете!!! Что, уже лучше? Ну, слава Богу!
              А вот нашей Урмиле не позавидуешь! Переведя в один прекрасный миг взгляд с экрана телевизора на ТО САМОЕ зеркало, Урмила С УЖАСОМ замечает, как сзади нее мимо дивана только что прошла… ЖЕНЩИНА!!!!!!! Ну, видите ли, уважаемые читатели вкупе со зрителями, наша героиня в отличие, кстати, от нас с вами, была как-то не подготовлена к появлению каких бы то ни было посланцев с того света.
Посему она начинает истошно вопить, привлекая самое пристальное внимание мирно спавшего до этого мужа. Он стремглав бросается на крики жены, а, узнав, в чем дело, не находит ничего умнее, как… Добродушно, по-родственному высмеять страхи бедной женщины. А ведь знал, что ПОТЕНЦИАЛЬНО основания для подобного поведения у Урмилы были! В общем, пока на этом все успокоилось: ночь сменилась днем, страхи на время улетучились.
              Нет, про "улетучившиеся страхи" я не вам говорю! Вы продолжайте биться в ознобе, как мы и договаривались!
              Вскоре Аджай стал замечать за женой, мягко говоря, странные привычки, как то лунатизм или, проще говоря, хождение во сне. И один такой ночной моцион закончился летальным исходом для того самого хамоватого привратника… Настиг его, как потом выяснилось, перст Божий! Нашли его, сердешного, утром с повернутой на 180 градусов головой… Кстати, выглядела восковая кукла, изображавшая его труп, прекомично!
              Расследовать загадочную смерть прислали дотошного полицейского Нану Патекара. Но у него самого, видать, были какие-то проблемы, в частности, с адекватным восприятием окружающей действительности, поскольку он всем встречным-поперечным совал под нос нашивку на форме с именем и фамилией своего героя. То ли предполагал у всех непременное наличие близорукости на пару с амнезией, то ли опасался, что его примут за актера Нану Патекара,
а не собственно за полицейского инспектора… Как говорится, "во всех ролях ты одинакова, артистка Лия Ахеджакова".
              А поведение Урмилы тем временем вызывало все больше тревог и опасений. В результате Аджай был вынужден обратиться к психиатру в исполнении Виктора Баннерджи. У того - свои проблемы. Умирающая (и умершая, в конце концов) от лейкемии единственная дочь. Чувствуете? Ситуация нагнетается!
              И вот теперь с полным правом можете морально готовиться к обмороку! И не какому-нибудь там легенькому, а капитальному, перетекающему в кому! Поскольку бенефис Урмилы, последовавший вскоре, может расшатать даже самые крепкие нервы!
              Оказалось, что призрак Манджит (а это была именно она) до того расшалился, что, не долго думая, оккупировал вакантное в силу перенесенных душевных страданий тело Урмилы и засел в нем. Всерьез и надолго. Чего тут только не было! Ломало и корежило Урмилу так, что не стыдно за это все давать не только FILMFARE и NATIONAL AWARD, но и самого "Оскара" с "Золотым глобусом"! Извивалась она поистине самозабвенно!
Честно признаюсь, меня впечатлило! Могу себе представить, чего ей это стоило как в духовном плане, так и физическом!
              И вот когда бедная женщина уже дошла до последней точки, а традиционные методы лечения, применявшиеся Виктором Баннерджи, результата не дали, решено было обратиться к местному медиуму - нашей "мадам Х", в народе больше известной как суперкинодива Рекха. Я вам со всей ответственностью заявляю, что она ТОЧНО станет реальной претенденткой на какую-нибудь награду в номинации "Лучшая роль второго плана"!
ТАКОЙ взгляд исподлобья НЕЛЬЗЯ не оценить по достоинству! А если еще прибавить к этому заупокойный голос, то получим и вовсе стопроцентное соответствие образу.
              Рекха "берет быка за рога" и начинает копаться в подсознании того, что образовалось после вселения не успокоившейся души Манджит в тело Урмилы, и выясняет шокирующие подробности! Девушка-то (а также ее сын - тот самый "призрачный" мальчик) умерли насильственной смертью! Реплика в сторону: для меня, сказать по правде, это было очевидным с первых кадров произведения.
А отправил их столь жестоко на тот свет большой охотник до женских прелестей и
по совместительству - любимый сынок владельца дома в исполнении Фардина Хана, появляющийся на экране буквально минут за десять до финала. Осуществил он это грязное дело с помощью того самого привратника-лифтера, которому Манджит руками Урмилы отомстила еще в первой серии.
              Ну, что? Уже лежите в обмороке? Если нет, то, как говорится, "тогда мы идем к ВАМ!" Нет, серьезно! Уже пора! Хотя бы потому, что перед нами - финал сего душераздирающего (если говорить о зрителе) и "телораздирающего" (если иметь в виду несчастную Урмилу) зрелища.
              Вся теплая компашка (включая и психиатра с Наной) в результате погони за подлым убийцей Фардином оказывается в гараже дома… И тут происходит невероятное. Готовившуюся уже, было, к последнему акту возмездия "Урмилу-плюс-Манджит" (для наглядности Фардин уже был поднят в воздух и перемещен (по воздуху же!) в аккурат над торчащими в полу металлическими прутьями) все в один голос начинают слезно умолять не делать ничего ТАКОГО,
поскольку посадят-то за это Урмилу, которая и так пострадала в результате шалостей призрака больше всех. Уговоры достигают цели, и хрипевшая до этого "не своим голосом" Урмила резко "приходит в себя", начав озираться по сторонам с видом "ах, как долго я спала". В общем, успокоилась, наконец, мятущаяся душа Манджит… Фардин? А что Фардин? Как водится, получил по заслугам! В судебном порядке. Тут и сказки конец. А кто слушал (читал, смотрел) - сами знаете, кто.
              Вот такие фильмы нынче производят неизгладимое впечатление на впечатлительную (пардон за "масло масляное") индийскую публику. А если серьезно, то моих ожиданий "в разрезе" этого фильма гражданин Варма не оправдал абсолютно! Да и своей основной цели - напугать зрителя - в моем случае не достиг. Глядя на экранное действо, хотелось, скорее, хихикать, чем трястись от страха. Упоминавшийся выше KAUN удачнее вышел, на мой взгляд!
Отсутствие в фильме традиционных песен (хотя, в виде музыкального альбома они таки существуют) сыграло, скорее, на плюс, чем на минус. Ну, сами посудите: кадры извивающейся и хрипящей Урмилы перемежаются какими-нибудь "тили-тили, трали-вали". УЖАС! Хотя, возможно, именно в этом случае (т.е. при наличии песен) мне было бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страшно смотреть фильм. Не на ту, как выясняется, "лошадку" поставил м-р Варма!
              Уделять особое внимание актерским работам, я думаю, особой нужды нет - я старалась комментировать "существование в предлагаемых обстоятельствах" каждого непосредственно по ходу. Лишь самой запоминающейся (со знаком "плюс") назову, пожалуй, психиатра Виктора Баннерджи. Он единственный был реален в этом призрачном фильме.
              А на прощание - дружеский совет. Дорогие зрители! Если вы испытываете недостаток острых ощущений, не тратьте время на вышеразобранный по косточкам фильм! Просто выйдите из подъезда своего дома, когда стемнеет! Я вам гарантирую: "оторветесь" по полной программе!