Marysanj, оценка: 4 балла из 5
              Этот более чем зрелищный фильм вышел на широкий экран в 2001 году, собрав многомиллионные сборы и получив самые разнообразные отзывы. В основе картины - исторический сюжет об императоре Ашоке, правящем в древней Индии и получившем прозвище "Беспощадный". Во время его правления страна познала много горя: постоянные кровопролитные войны, расправа с инакомыслящими, преследования и нападения на чужеземцев. Ашока прославился своей смелостью, отвагой и безмерной жестокостью.
              Естественно, что кинолента "Ашока" позаимствовала из истории лишь образ самого императора, домыслив все остальное и превратив это в потрясающую мелодраму. Не стоит говорить о том, что историки в один голос заявляют, что Ашока был далеко не романтиком и, уж конечно, вряд ли вообще был способен на такое высокое чувство, как любовь к прекрасной принцессе, которую встретил в лесу.
              Если же оставить в стороне мнения многочисленных историков, то фильм "Ашока" обладает рядом неоспоримых преимуществ: его сюжет интересен и непредсказуем, образ императора многогранный и незабываемый, музыка к фильму настолько соответствует настроению картины, что композитору Ану Малику и автору слов Гулзару невольно хочется аплодировать. И хотя критики сочли "Ашоку" недостойным для номинации на "Оскар", зрители считают фильм одним из самых лучших в 2001 году.
И возможно, что в данной ситуации зритель прав в большей степени, чем критики. Хотя последних вполне можно понять, учитывая военную политику, проводимую США: "Ашока" пропагандирует мир и отказ от насилия в любом его проявлении. Естественно, что подобные мысли Америке совсем не по вкусу.
              Вероятно, это и является основной причиной того, что "Ашока" был снят с номинации на "Оскар" как лучший иностранный фильм (вместо него в данной категории выступил фильм Амира Кхана "Лагаан: Однажды в Индии").
              Уже стало традицией то, что режиссер Сантош Сиван снимает свои работы долго, но качественно и громко, приглашая на главные роли самых звездных актеров Болливуда. Не стал исключением и "Ашока". Многомиллионный фильм, рассчитанный на самую широкую зрительскую аудиторию, не мог не привлечь к себе внимание общественности уже потому, что в титрах значились имена Шахрукха Кхана и Карины Капур.
              Сюжет фильма достаточно прост, но нетипичен для индийских мелодрам: молодой принц Ашока, наследник трона, покидает родной дом и отправляется путешествовать. Останавливаясь в чужой стороне и не желая быть узнанным, он называется именем своего коня - Паваном. В одном из тенистых лесов он случайно встречает молодую девушку Корваки, которая на самом деле является гонимой принцессой, и влюбляется в нее. Девушка отвечает ему взаимностью и, казалось бы, счастливый финал неизбежен, но мать Ашоки срочно просит сына вернуться, и он уезжает, оставляя свою возлюбленную одну. По возвращении ему сообщают, что якобы Корваки погибла при нападении врагов. Ашока безутешен. Далее следует целая череда трагических событий, которые все больше и больше ожесточают израненное сердце молодого принца. Получив трон и не видя иной цели в жизни, Ашока начинает завоевывать мир с помощью войн, крови и оружия.
              Жестокость короля становится легендой. И однажды судьба сводит двух так нелепо расставшихся влюбленных. Финал описывать не стоит, поскольку тогда просмотр фильма теряет всяческий смысл. К тому же концовка фильма настолько нетрадиционна, что хочется еще раз порадоваться за режиссера фильма Сантоша Сивана и его умение держать зрителя в напряжении от начала картины до самого конца.
              Говоря о сюжетной линии, нужно заметить, что сам фильм кажется несколько затянутым и под конец начинает напоминать скучные исторические киноленты. Единственный неоспоримый плюс этой картины заключается в том, что образ Ашока раскрыт полностью и настолько глубоко, что император кажется реальным человеком и поныне живущим где-то на юге Индии. Вероятно, это заслуга не только режиссера, но и самого Шахрукха Кхана: его герой - клубок противоречий. С Корваки он весел и по-мальчишески беззаботен, с матерью - нежен и заботлив, с братом - строг и озадачен, с врагами - жесток и беспощаден. Личность императора Ашока многогранна и уникальна, за счет чего фильм не кажется таким нудным и бесконечным.
              Нельзя не отметить и потрясающие костюмы, оставляющие у зрителя неизгладимое впечатление. Костюмеры поработали на славу, создав костюмы, максимально соответствующие отображаемой в картине эпохе. Кроме того, они сделали все возможное, чтобы сократить расходы на создание костюмов, поскольку, например, у Корваки самая длиннополая одежда - плащ, в который она закутывается при переправе через реку. Ашока же вообще настолько экономичен, что прикрывает исключительно нижнюю часть тела. Наверно, именно поэтому Корваки изящна и легка, в то время как сам Ашока кажется сильным и мужественным.
              Вероятно, Шахрукху Кхану пришлось изрядно попотеть в тренажерных залах, поскольку на протяжении всего фильма он щеголяет с обнаженным торсом, на котором явно проступают мышцы. Кроме этого, несчастному актеру пришлось научиться твердо держаться в седле и на полном скаку еще и размахивать довольно-таки тяжелым мечом. Согласитесь, для этого нужно быть в хорошей спортивной форме. (Правда, Шахрукх был сполна вознагражден за свои мучения после выхода "Ашока" на широкий экран). Так что, поклонницам актера полностью обеспечено эстетическое удовольствие от просмотра всего фильма и полуобнаженного Шахрукха в особенности.
Если подвести очередной итог, то можно с полной уверенностью сказать, что фильм "Ашока" заслуживает высокой награды. И это не только потому, что затрагивает самые глубинные струны души, но и потому, что зритель видит, к чему приводит ярость, насилие и жестокость, как разрушительна и опасна злоба человеческого сердца.
              Стоит отдельно сказать о работе Карины Капур, ведь главная женская роль в этом блокбастере досталась именно ей. Режиссер Сантош Сиван известен как человек, не приглашающий в свои картины "проигрышных", неинтересных актеров. Значит, юную Карину он признал как весьма многообещающую драматическую актрису, предложив ей роль Корваки рядом с суперзвездой индийского кино Шахрукхом Кханом.
О достоинствах актерской игры Карины довольно красноречиво высказались критики, сказав, что Корваки "прекрасна в своей молодости, наивности и верности, ее образ вдохновляет жить".
              Говоря откровенно, поклонники не были в очень уж великом восторге от игры актрисы. Скорее наоборот, Шахрукху в очередной раз крупно повезло, поскольку рядом с его актерским талантом робкие попытки Карины соответствовать этому уровню были более, чем неудачны. Да, конечно, Корваки молода и привлекательна, но, глядя на нее, скорее хочется умереть от тоски, чем жить в ожидании новой встречи с любимым. Кроме того, даже человек не с самым лучшим зрением заметит, что мимика актрисы оставляет желать лучшего: улыбка вместо смущения, гордый взгляд вместо робости. Конечно, режиссеру виднее, но если бы героиня Карины была более подвижна, эмоциональна и жизнелюбива, "Ашока" не казался бы фильмом с участием двух актеров - Шахрукха Кхана и Дэнни Дензонгпа.
              Но, наверно, самой большой промашкой Карины Капур стала финальная сцена, в которой обессиленная Корваки обвиняет Ашоку в преступлении против самой жизни, в убийстве миллионов неповинных людей. Если Шахрукх - великолепен, то Карину хочется вырезать из кадра, чтобы она не мешала смотреть фильм. Вместо любви и боли за ошибки любимого на лице Корваки появляется гримаса то ли ненависти, то ли отвращения, вызывающая у зрителей основательные сомнения в чувствах героини.
              Остается только догадываться, что помешало актрисе выразить настоящие чувства: либо нелюбовь к самому Шахрукху Кхану (что вряд ли), либо усталость и желание поскорее закончить съемки, или же непонимание истинных чувств своей героини.
Конечно, нелепо делать замечания такому маститому режиссеру, как Сантош Сиван, но, пожалуй, в картину такого масштаба, как "Ашока", следовало бы пригласить актрису более подходящую для главного героя. В данной же ситуации зритель абсолютно не наблюдает любви и страсти, вспыхивающей между главными героями. Создается впечатление, что Ашока признается в любви и целует случайную девчонку, присланную ему на ночь, но никак не девушку, которую он впервые в своей жизни искренне и всем сердцем полюбил.
              Хочется выразить огромную надежду на то, что фильм "Ашока" станет последней неудачей в актерской судьбе Карины Капур. И хотя недостаток опыта частично извиняет молодую актрису, все-таки не хотелось бы в будущем разочароваться в ней еще больше. Хочется верить, что внучке гениального Раджа Капура досталась хотя бы малая доля актерского дара звездного деда.
              Итак, подведем итоги. На данный момент "Ашока" уже переведен на русский язык, что бесконечно радует и дает возможность увидеть фильм во всем его великолепии. В любом случае картина стоит того, чтобы ее посмотреть хотя бы потому, что в ней ярко и непосредственно проявились самые лучшие традиции индийского кинематографа. Это радует еще и потому, что "Ашока" самым приятным образом выделяется из современных однотипных мелодрам, заставляя даже самого привередливого зрителя поверить в то, что и у индийских мелодрам есть неплохое будущее. Ну, а если когда-нибудь вам выпадет возможность посмотреть фильм "Ашока" в оригинальном варианте, то вполне возможно, вы сможете по достоинству оценить умение Шахрукха Кхана быть неподражаемым даже в самых безнадежно испорченных сценах.