ТРЕПЕТНЫЕ СЕРДЦА

             Екатерина Ткаченко, оценка: 5 баллов из 5

              Вот думаю, с чего лучше начать: с того, какие чувства у меня возникли в начале или в конце. Итак, решено: с того, что в конце, а потом по порядку. Опять я увидела в фильме глубокую мысль, которая тем больше важна для меня, что я вижу все это в нашей жизни. Понравилась мне эта мысль тем, что постоянно мы встречаемся с этим на каждом шагу. Я каждый раз задумываюсь над тем, почему же так ведут себя люди. Почему? Как же так можно? Каждый раз, задавая себе этот вопрос, я не вижу на него ответа. Его нет и здесь. Но здесь показан сам факт, показан очень хорошо, наглядно, он должен затронуть душу каждого человека, благодаря гротескной форме представления. Так про что же это я так долго толкую? Про наших любимых распрекрасных журналистов. И о том, что они вечно хотят все знать.

              Фильм мне понравился. Очень понравился. Не вызвал особого восторга при первом просмотре, но, наверное, я была очень занята его мыслью. Поплакать мне тоже не удалось. Пробирали некоторые сцены сильно, мурашки по коже бегали, но до слез не доходило. Утрировано слишком. Сначала казалось, для чего же. Но потом я поняла, что это оправданный и единственно верный ход.

              Фильм начинается с того, как все на самом деле есть, и заканчивается тем, как же все должно быть. Без любви здесь не обошлось. И как можно без нее? Ведь именно она и оказалась причиной пересмотра их мнений, их отношения к окружающей их действительности.

              Я люблю подобные фильмы. Для меня фильмом с глубокой мыслью явился Josh. Затронул сильно, но мнения о нем, похожего на мое, я не встретила.

              Интересно, что же сами создатели вкладывали и в тот, и в другой фильм. Каждый же интерпретирует увиденное по-своему, накладывает свое мировоззрение.

              Итак, теперь по порядку. Только начался фильм, как я мгновенно захлебнулась обаянием Шахрукха и голосом Удита. Как только я увидела первую сцену, во мне взыграло все мое отношение к журналистам, которые вечно лезут туда, куда их не просят. Тут же удивила фраза: "Вы можете остановить нас, но сможете ли вы остановить Аджая Бакши?" Мелькнула мысль: кто такой Аджай? Что это за террорист, которого надо останавливать? Нет, все оказалось намного проще.

              Журналист, которому все надо. И так по всему фильму мешались во мне чувство неприятия и, может быть, даже презрения к Аджаю и симпатия к его мордашке. Когда я смотрела сцену обезвреживания бомбы, я заметила этот гротеск, который сохранится до конца фильма и даже преумножится, чтобы показать нам, до чего абсурдно наше телевидение, телевидение любой страны, что оно вытворяет, до чего может дойти на поводу своих животных инстинктов, и какие имеет безграничные возможности. Что может сделать в зависимости от того, в чьих руках окажется.

              Пара слов о Шахрукхе. Обожаю его любого. Он, безусловно, разноплановый актер. И даже в одном фильме он оказался таким разным. Вначале – такой кривляка. А потом такой серьезный. Великолепен, как всегда. Я уже и эпитетов новых к нему и его игре подобрать не в состоянии. Какой он в первой песне еще в титрах! Какая у него классная стрижка. Волосы, зачесанные вперед. Обожаю. Дальше идут невыраженные словами эмоции.

              Пара Шахрукх и Джухи мне очень импонирует. Первый раз я видела их в "Yes, Boss", и они мне понравились вместе. И Джухи произвела на меня тогда впечатление такой милой девчушки. Но тогда она такую и играла. А здесь такая дама, такая неприступная и гордая. Я действительно теперь очень ее люблю.

              И теперь о герое Шахрукха. Точнее, наверное, было бы сказать о персонаже, но потом его можно назвать именно героем. Конечно, смеялась я над ним, упивалась его скромностью, ругалась, что он везде лезет, радовалась, когда он встретился со всеми своими подружками сразу, и восхищалась им, когда он сделал поступок. А как же она была на него похожа. Два сапога - пара. И лучшая, и успевает везде и все остальное. Но их любовь, которая может все преодолеть, приводит нас к такому желаемому финалу. Нам в очередной раз показали силу любви. Какой же она может быть. Какие чудеса способна творить!

              Итак, вернемся к фильму. У Аджая была "такая работа". Только он где-то позабыл совесть. Тяжелая, наверное, была. Здесь картинка плохая, и поэтому надо сапера подвинуть, чтобы не мешался в кадре. А все сидят дома, прилипли к телевизорам и смотрят на своего "героя", который — Ах, какой молодец! — в итоге спасает кошку. Он работает, рискуя жизнью, люди переживают за него. А за что здесь можно переживать? Ради чего его опасная работа? Ради удовлетворения животного интереса. Но какие слова я заметила сразу же: "Почему ты так много говоришь?" — спрашивает сапер, и Аджай, не задумываясь, отвечает: "Потому что я не думаю". Думаю, этот диалог в комментариях не нуждается. "А думать надо... А то нам обоим крышка". Обезвреживание бомбы превращается из спасения жизней, из серьезной работы в развлечение, в шоу. И сразу же в этой сцене передано волнение зрителей, которыми так умело управляет Аджай, повышая рейтинг для KTV, унижая себя ради этих мифических цифр. Но: этот герой тут же, во время надвигающейся опасности, не знает, куда б ему деться с этого этажа, чтобы остаться в живых. Сам, наверное, не понял, как сюда залез. Пришлось прыгать и становиться "героем". Бомба взорвалась, но это уже никому не важно. Шоу продолжается - Аджай летит. Бомба забыта.

              Еще наш Аджай самый скромный, по-моему, я уже об этом говорила. Но это непременное качество преуспевающего журналиста. "KTV наняло на работу самых талантливых, самых красивых людей Индии", - говорит Аджай, красноречиво тыкая в себя пальчиком. Обожаю Шахрукха с выражением безумной "скромности" на лице. Воздушные поцелуи из машины, реклама на общественном транспорте – это все Аджай.

              И чтобы противостоять Аджаю, на Гэлекси-ТВ для поднятия рейтинга, появляется Риа Бенерджи. Новое "лицо канала", "человек, способный ворваться в каждый дом, как Аджай Бакши". Она оказалась даже "скромнее" Аджая. И проворнее... на первый взгляд. Но не уступала она ему. А уж вокруг пальца как красиво обвела. Но ради чего она это сделала? Чтобы взять интервью. Надо было просто любым способом доказать ему, что она лучше, и усадить его поглубже в грязь. И ей красиво удалось это сделать. И, конечно же, звучит I'm The Best.

              Понравился мне отец Аджая, который в самом начале расставляет все точки над "и". За что Аджай получил машину? "За хорошую работу". И отец иронически спрашивает: "Что? За спасение кошки?" Но сын этого еще не слышит. Время еще не пришло. Он тогда думал также, как и его друг, что это люди старых взглядов.

              Думаю, что тема выборов взята как способ показать все стороны СМИ. Телевидение - организация подневольная. Кто стоит у власти, тот и заказывает музыку. Телевидение кормится за счет власти, власть делает себе имя за счет телевидения. Нужен нам террорист, мы его получим. Вначале мы видим двух кандидатов и две телекомпании. Их пути к достижению цели. Их лицемерие, отношение к жизни в целом ижизни человека в частности. Это мы увидим и в конце. И вот одна очень хорошо запомнившаяся сцена: министр требует сказать, что его противник сам на себя спланировал покушение, а Рамакан - что задержанный состоит в партии главного министра. А следователь должен встать на сторону кого-то одного. Так и появляется и молниеносно разносится телевидением новость, что задержанный - иностранный террорист.

              На фоне предвыборной кампании начинается взаимная симпатия и любовь двух журналистов: Аджая и Рии. "Девушка, победившая Аджая Бакши, должна быть особенной", - говорит Аджай с чувством глубокого удовлетворения. Уничтожение девушки превращается в любовь к ней.

              И во время предвыборной поездки кандидата начинается самое интересное. Раньше они работали и не видели в своих действиях ничего предосудительного. Но теперь все изменилось. Они объединяются против несправедливости. Пытаются бороться с ней вместе. Сначала они просто работают так же, как и раньше, но... Мохан Джоши разбудил их души. И они обещали ему помочь. Они попадают в ловушку, которую сами всегда всем ставили. Это очень распространенная формула: "Он иностранный террорист. Мы все видели по телевизору". И им надо его выручать. Как известно, совместный труд (на мою пользу) облагораживает, и Аджай делает предложение Рии. Правда, романитично? Несомненно, она должна была согласиться.

              Потом они уже начинают ссориться. Аджай оправдывается, да очень нужно ему бегать за Рией, боится ей признаться в своих чувствах. И она такая гордая. Они прекрасны, когда так по-семейному ссорятся. А Мохан становится им родным человеком. "Если вам не нравится ссориться, так поженитесь". "Никогда!!!" "Вот видите, вы и думаете одинаково". У них были выразительно отвернувшиеся друг от друга физиономии. "Любовь так и начинается. С малого. И постепенно, как волшебство, меняет ваш мир. Хотите увидеть это волшебство? Посмотрите друг другу в глаза". "Теперь вы видите волшебство и волшебный мир. И в этом мире царит любовь. И нет никого, кроме вас двоих". Как же красиво сказано. И какая это красивая сцена.

              Теперь вернемся от любви к проблемам СМИ. Фраза, которая меня покоробила: "Ты прославился на всю Индию, совершив всего одно убийство. Какой талант!" Конечно, в фильме это сарказм, в то же время в полной мере отражающий, что такое рейтинг. Для Мохана Аджай и Рия не звезды телевидения. А для Аджая и Рии Мохан живой человек, а не выигрыш, не рейтинг, не деньги.

              И вот теперь у нас нет двух каналов, нет двух противников. Все перемешалось, и получилось одно телевидение, одна власть. И один объект влияния - народ. И вот очередная грязная сделка, все счастливы, денег много, власть в руках. А то, что раздавили одного человека, это не важно. Что он один по сравнению с миллионами. И вот здесь произошла перемена в Аджае. Где он, тот кривляка, взбирающийся на небоскребы, гонящийся за сенсацией? Где его гримасы? От всего этого не осталось и следа. Мы видим серьезного человека, которому уже не нужна слава и звание I'm The Best. "Кахидар, я знал, что вы подлец, но вы оказались еще большим подлецом". "Поэтому я и преуспеваю. Ты не понимаешь тонкостей нашего бизнеса". И об Аджая просто и грациозно вытерли ноги. Но он ответил достойно: "Сегодня я пришел говорить не о работе и не продавать себя, как я делал это раньше. Я пришел получить свободу, но не думайте, что я проиграл, потому что я хочу спасти отца". Они изо всех сил стараются помочь Мохану и его жене.

              И вот самый конец: момент, который убил меня наповал, но который я оценила по достоинству: казнь в прямом эфире. Вот она, вторая часть великого "Хлеба и зрелищ". Как же оказывается легко управлять людьми посредством телевидения. Весь город бежал домой, чтобы увидеть это шоу. Пробки на улицах, закрывающиеся магазины, спешащие таксисты, бросающие работу по знаку начальника служащие... Сцена подготовки к казни впечатляет. Говорить о ней ничего не буду. Добавлю, что не столько абстрактное телевидение влияет на людей и их мнения, сколько именно прямой эфир. Именно с его помощью удалось Аджаю сделать то, что он должен был сделать. "Индия станет великой страной, когда все мы пойдем к центральной тюрьме и скажем "нет" этой казни". "Не думайте, просто прислушайтесь к своему сердцу", - призывает Аджай. Сказав лишь пару фраз, обратившись к сердцам простых индийцев, он победил. И точно так же, как народ шел за первым министром на зрелище, люди пошли за Аджаем, а в его лице и за правдой, сотни пошли спасать одну жизнь. Теперь он услышал своего отца. И они стали по одну сторону баррикад. Но вот самый последний и приятный момент: Рия и Аджай снова ссорятся. Как вы думаете, чем все закончилось? Я тоже так и подумала.

              Теперь о песнях. Сказать, что мне понравились песни из этого фильма, еще ничего не сказать. Я влюблена в песню Phir Bhi Dil Hai Hindustani. Слушаю ее каждый день. Вначале фильма она воспринималась совсем не так, как в конце. После развязки отношение к ней несколько другое. Она наделяется смыслом. Обожаю голос Удита. Музыка Jatin-Lalit очень нравится: она одновременно и заводит, и успокаивает. Также нравятся и другие. I'm The Best. И та, и другая версии. Очень-очень Kuch To Bata. Встреча двух стоящих друг друга людей. И все остальные песни мне тоже понравились. С удовольствием их слушаю.

              Сцены, которые понравились. Полет «любителя» кошек с n-го этажа. Надо же так было помогать себе ногами во время полета. Маленький момент заставил меня сильно рассмеяться: в песне I Am The Best, когда он вспрыгнул на машину. А вот то, как он причесывался, напомнило мне Рахула из KKHH. Репортаж из деревни Банадарас заслуживает особого внимания. И к слову: на телевидении возможно все. Очень романтичное признание, сделанное Аджаем. Переодетые китайцами Аджай и Рия вызвали гамму чувств. Шикарная, смешная сцена - это сцена взлома сейфа.

              Очень трогательный был момент встречи Мохана и его жены Лакшми. И не менее трогательная сцена их прощания. Эффектно смотрящиеся пустые улицы. И уже не в состоянии подобрать эпитеты говорю о заключительной сцене, где они вбегают в тюрьму, где мы видим море народа и - О! Ура! - спасение.

              И в самом конце добавлю, что мне очень понравился этот фильм. Я смотрела его уже два раза, но мне явно мало. А во второй раз мне и поплакать удалось. Значит, все вообще прекрасно.

Вернуться к другим описаниям фильма

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz